1964 Счастье Леши Ширикова - фильм-спектакль
1964 Порт-Артур - фильм-спектакль
1965 Деревенщина - фильм-спектакль
1966 Республика ШКИД
1968 Интервенция
1969 Встреча - фильм-спектакль
1972 Развод по-нарымски - фильм-спектакль
1972 Если бы не Анискин - фильм-спектакль
1974 Птицы нашей молодости - фильм-спектакль
1976 Признание - фильм-спектакль
1979 Мамуре - фильм-спектакль
1981 Беседы при ясной луне - фильм-спектакль
1981 Наше призвание
1985 Ревизор - фильм-спектакль
1986 Я вожатый форпоста
1986 Женитьба Бальзаминова - фильм-спектакль
1987 Каменный цветок - фильм-спектакль
1988 Холопы - фильм-спектакль
БУРЫГИНА
Юлия Ивановна
27.03.1930, Москва - 12.09.2001, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1990)
Кавалер Ордена Дружбы (1999)
Детство
Юлия Бурыгина родилась 27 марта 1930 года в Москве. Её отец Иван Семенович Бурыгин окончил полиграфический институт, во время Великой Отечественной войны работал главным редактором издательства армейской газеты «Вперед на врага» 60-й армии. А мама Антонина Ивановна была домохозяйкой и занималась воспитанием детей: Юлии и её младшего брата Леонида. Юлия училась в московской школе № 149, а также с пяти лет занималась изучением немецкого языка.
В 1946 году отца Юлии перевели в Германию. Там девушка до 1949 года училась в школе при Политуправлении Советской военной администрации в Германии. После завершения учёбы Юлия вернулась в Москву.
Театр
Вернувшись в Москву, Юлия Бурыгина поступила на актёрский факультет Щепкинского училища. Учиться ей довелось на курсе Народного артиста РСФСР Леонида Андреевича Волкова.
После получения диплома в 1954 году Юлия была принята в труппу Малого театра. Этой сцене она посвятила всю свою жизнь, заслужив любовь взыскательной столичной театральной публики. В разные годы актриса играла в таких спектаклях, как: «Крылья» (Лида), «Власть тьмы» (Марина), «Порт-Артур» (Варя Белая), «Деньги» (Ольга), «Село Степанчиково и его обитатели» (Настенька), «Иванов» (Бабакина), «Когда улыбались звезды» (Лиля Хомуток), «Горе от ума» (Лиза), «Гроза» (Варвара), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (Поликсена), «Доктор философии» (Марица), «Не все коту масленица» (Круглова), «Женитьба Бальзаминова» (Антрыгина), «Красавец-мужчина» (Аполлинария Антоновна), «Холопы» (Мина), «Дядюшкин сон» (Карпухина), «Свои люди – сочтемся» (Устинья Наумовна). И это только небольшая часть её театральных работ.
Некоторые из спектаклей с участием Юлии Бурыгиной были экранизированы. Телезрители могли познакомиться с творчеством актрисы в постановках: «Порт-Артур» (1964), «Птицы нашей молодости» (1974), «Мамуре» (1979), «Женитьба Бальзаминова» (1986), «Каменный цветок» (1987), «Холопы» (1988) и др.
Радио
Ещё в 1962 году Юлия Бурыгина пробовала себя на радио. Она приняла участие в записи спектакля «Ангарские были», рассказывающего о жизни и работе строителей Братской ГЭС. Но дальнейшего продолжения эта работа не получила.
«Республика ШКИД» и «Интервенция»
В студенческие годы Юлия Бурыгина познакомилась с Геннадием Полокой, который также учился в Щепкинском училище. Между ними возник роман, и вскоре Юлия вышла за него замуж. После Щепкинского училища Полока получил режиссёрское образование во ВГИКе. Начал он с постановки документальных фильмов, затем вместе с Леваном Шенгелая снял детский фильм «Капроновые сети».
В 1966 году Геннадий Полока приступил к экранизации книги Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД». На одну из главных ролей он утвердил свою жену. Для Юлии Бурыгиной эта работа стала дебютом в кино. В «Республике ШКИД» актриса сыграла преподавателя немецкого языка Эллу Андреевну Люмберг по прозвищу Эланлюм. Фильм имел огромный успех, и красивая, статная, интеллигентная учительница в исполнении актрисы привлекла внимание миллионов зрителей.
Казалось, это начало блестящей кинокарьеры. Тем более, что Полока тут же дал своей супруге ещё одну центральную роль в своем следующем фильме – трагикомедии «Интервенция», экранизации одноимённой пьесы Льва Славина. Юлия Бурыгина создала там образ несгибаемой коммунистки Жанны Барбье. «Интервенция» должна была выйти к 50-летию Октябрьской революции, но этого не случилось – её не пропустила цензура. В результате кинокартина на долгие годы «легла на полку». Зрители смогли увидеть её лишь спустя 20 лет, в 1987 году, в период перестройки. К тому времени некоторых исполнителей уже не было в живых (Владимир Высоцкий).
Расставание с Геннадием Полокой
Во время съёмок «Интервенции» Юлия Бурыгина и Геннадий Полока поставили точку в своих семейных отношениях. Сам Геннадий Иванович рассказывал об этом так: «Она была очень красивая, статная. Мы прожили вместе десять лет. У нас была такая близость... Но она не могла иметь детей, а я этого сильно хотел. Юля меня всегда безумно ревновала, но не беспочвенно - я повод давал. Развод произошёл во время съёмок «Интервенции». Мои родители её так любили, что мне пришлось уйти из дома, а она осталась с ними. На весь гонорар от «Республики ШКИД», это около трёх тысяч рублей, я купил Юле квартиру».
После расставания бывшие супруги сохранили добрые отношения. Полока снял Юлию ещё в двух своих фильмах – «Наше призвание» и «Я вожатый форпоста». В этой дилогии, созданной по произведениям, письмам и воспоминаниям писателя и педагога Николая Огнева, актриса сыграла учительницу музыки Эльзу Густавовну Канцель.
Больше в кино Юлия Ивановна не снималась, предпочтя служение театру. Почему? Сама она это объясняла так: «Театр - это моё всё, вдохновение, энергетика, пристанище, родной дом. Кино, безусловно, тоже любимое, но совсем по-другому. Я давно уже не снимаюсь - к сожалению, или к счастью. Зато те немногие киноработы запомнились на всю жизнь и мне, и моим поклонникам».
Одиночество
После развода с Геннадием Полокой Юлия Бурыгина больше так и не вышла замуж и никаких романов не заводила. Не имея детей, все оставшиеся годы она жила одна. Однако никто и никогда не слышал от неё ни единой жалобы. Юлия Ивановна всегда прекрасно выглядела, была собранной, приветливой, благожелательной.
В театре Юлия Бурыгина работала до последних своих дней, несмотря на то, что в последнее время страдала от астмы. Эта болезнь и стала причиной её смерти. Во время очередного приступа дома она не смогла дотянуться до закатившегося под стол баллончика. Её так и нашли – тянущейся рукой к лекарству…