.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. 
 
Приключенческий фильм "Человек из страны Грин"
Режиссер: Тамара Павлюченко
Сценарист: Вадим Коростылёв. Оператор: Дмитрий Гуторин
Композиторы; Геннадий Гладков, Сергей Анашкин
СССР. Производство: Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ. 1983. 
2 серии
 Телевизионный фильм-спектакль 
по мотивам романа Александра Грина «Дорога никуда». Юный Тирей Давенант знакомится 
с семейством богача Футроза, который обещает ему поддержку. Но появление давно 
пропавшего отца делает его нахождение в этом доме нежелательным. Тирей уезжает 
из города, но спустя годы он возвращается под другим именем… 
Премьера: 28 марта 1983 (ТВ) 
Персонажи фильма:
Тирей Давенант ()
Джемс Гравелот, он же Тирей Давенант (Александр Сергеев)
Орт Галеран (Юрий Гребенщиков)
Стомадор, хозяин кафе "Отвращение" ()
Франк Давенант, бродяга ()
Футроз, отец девочек Роэны и Элли ()
Роэна, старшая дочь Футроза ()
Элли, младшая дочь Футроза в детстве ()
Элли, младшая дочь Футроза ()
Георг Ван-Коннет в детстве (Миша Боттинг)
Георг Ван-Коннет (Борис Дьяченко)
 
Консуэла () 
Урания, гувернантка (Галина Соколова) 
Баркет () 
Марта, дочь Баркета (Марина Хазова) 
Лаура, подружка Георга Ван-Коннета (Елена Глебова) 
Август Ван-Коннет, губернатор, отец Георга (Николай Алексеев) 
Сногден () 
человек на дороге, странствующий музыкант () 
приятель Роэны и Элли (Александр Дитковский) 
  | 
уволившийся работник кафе (Максим Пучков) 
полицейский () 
тюремный доктор () 
Петвек, контрабандист (Владимир Привальцев) 
банкир (Василий Корнуков) 
лакеи Футроза (Николай Цорн, Алексей Мяздриков) 
лакей Августа Ван-Коннета (Андрей Голиков) 
контрабандисты (Анатолий Семёнов, Михаил Басов) 
жители городка (, 
Изольда Фролова, Иван Власов, Владислав Буш, Валерий Пушкарев)  | 
 
Книга и фильм – разная трактовка сюжета
 
Основу фильма-спектакля 
Тамары Павлюченко «Человек из страны Грин» лёг роман Александра Грина «Дорога 
никуда». В целом создатели картины сохранили основной сюжет, хотя и опустили некоторые 
детали и эпизоды, отдельных незначительных персонажей (чахоточная портниха Мели, 
приятель Франка Гемас и др.). Некоторые персонажи претерпели изменения в плане 
их объединения в один образ. Так книжные Тортон и Георг Ван-Коннет объединились 
в Георга Ван-Коннета, Титания Альсервей и Консуэло Хуарец – в Консуэлу, хозяин 
ресторана «Отвращения» Кишлот и хозяин гостиницы «Суша и море» Стомадор – во владельца 
обоих заведений Стомадора. Такие превращения в определённой мере сработали на 
сюжет в лучшую сторону, продемонстрировав взаимосвязь обоих частей.
Некоторые эпизоды были намеренно изменены создателями фильма в сторону романтизации 
сюжета. В книге Футроз с дочками действительно уезжали на спектакль, и Тирей не 
мог с ними встретиться и объясниться в поступках своего отца пьяницы и бродяги 
Франка Давенанта, изображённого полным мерзавцем. В фильме же акценты были смещены. 
Франк, хотя и являлся всё тем же бродягой и виновником размолвки Тирея с Футрозом, 
но имел и собственную философию. Футроз же, представал в качестве богатея, приютившего 
бедного мальчика, а затем выставившего его за дверь. Никакого отъезда в фильме 
не было, Футроз просто не пустил Тирея в дом и наблюдал за ним из окна с надменно-холодным 
видом.
Важным моментом, изменившим характер главного героя, стало его участие в стычке 
с таможенниками. В книге Тирей Давенант участвовал в перестрелке, помогая контрабандистам, 
спасшим его, и убивал нескольких таможенников. В фильме же Тирей никого не убивал, 
его просто «подставляли», «вешая» на него эти убийства. С точки зрения правдоподобности, 
Грин был, безусловно, точнее, но авторы фильма решили сделать образ главного героя 
чище, романтичнее и более трагичнее. 
Была добавлена романтика и в финал. Элли, узнав о смерти Тирея, на слова Роэны 
«Ведь что-то было Элли?» с рыданиями признавалась, что она права. В книге всё 
было более суровее – такой разговор между сестрами был, но в другой интонации, 
с большой долей досады, что им приходится думать о чём-то драматичном.
Все эти изменения в значительной мере изменили общее восприятие сюжета. Получилась 
лёгкая, красивая, завораживающе-романтичная история благородного юноши, пострадавшего 
из-за высокомерных мерзавцев. Не совсем та интерпретация, что у Грина, но многим 
зрителям это пришлось по вкусу, а великолепная игра мастеров отечественного кино 
и театра и вовсе предопределили успех картине. 
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое 
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.