.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Девятая рота"
Режиссер - Федор Бондарчук
Сценарист: Юрий Коротков
Россия-Финляндия-Украина. Производство: ПК Слово, Арт Пикчерз Груп, Канал СТС.
2005 год. 130 мин. Бюджет: $7 млн.
Фильм Федора Бондарчука рассказывает
о событиях, происходящих в 1988 году в Афганистане. Это история о солдатах, которые
не были плакатными героями, но проявили героизм и честно выполнили долг.
Премьера: 29 сентября 2005 (Москва)
Главные герои:
Лютый ()
Воробей ()
Джоконда ()
Чугун / Чугайнов (Иван Кокорин)
Ряба / Рябоконь ()
Стас ()
Пиночет (Сослан Фидаров)
Серый ()
Дыгало (),
старший прапорщик
Хохол / прапорщик Погребняк ()
Другие персонажи:
Афанасий-дембель (Дмитрий Мухамадеев)
Белоснежка ()
Курбаши ()
Патефон (Александр Шейн)
капитан Быстров ()
Помидор, прапорщик ()
дембель ()
комполка в учебке ()
комполка в Афгане ()
майор-взрывник () |
капитан-разведчик ()
Михей, "дикарь" (Олесь Кацион)
Ашот (Карен Мартиросян)
Ахмет (Марат Гудиев) "Черный аист" (Денис Мошкин)
парикмахер (Александр Кучеренко)
Оля, девушка Воробья ()
водитель-механик танка ()
офицер военкомата ()
пpизывник () |
Рецензия от Алекса Экслера
И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной весне.
Александр Вертинский. 1917 год.
Песня посвящена юнкерам, погибшим
под селом Борщаговка
1988 год. Призыв в
армию. Семеро ребят из различных городов попадают в одну команду. Они зовут друг
друга по прозвищам: бывший детдомовец Лютый (Артур Смольянинов), интеллигент Воробей
(Алексей Чадов),
рабочий парень Чугун (Иван Кокорин), художник Джоконда (Константин Крюков), простоватый
Ряба (Михаил Евланов), серьезный Стас (Артем Михалков) и вспыльчивый Пиночет (Сослан
Фидаров). Их привозят в учебку под Фергану - готовить к переброске в Афган.
Муштрует команду прапорщик Дыгало (Михаил Пореченков). Он сам чудом выбрался
из Афгана, где погиб весь его взвод, был контужен и теперь занимается подготовкой
бойцов в учебке. Дыгало обучает команду очень жестко и безо всяких сантиментов:
чуть что - сразу по физиономии. Практические занятия также не отличаются мягкостью:
набивай камней полный рюкзак и - вперед, штурмовать высоту. А потом кросс по сильно
пересеченной местности в полной амуниции. А потом полоса препятствий, и если сдох
по пути - это твои проблемы, потому что до финиша нужно дойти, добежать или доползти
в любом случае и в установленное время. Впрочем, оно понятно, что расслабляться
нет времени ни у Дыгало, ни у ребят. Через несколько месяцев им отправляться в
Афган. А там идет война. И кто из них выберется оттуда живым, во многом зависит
от умений, приобретенных в учебке.
А потом был Афган,
Девятая рота. Новые сослуживцы - "старички" Хохол (Федор Бондарчук), Афанасий
(Дмитрий Мухамадеев) и Курбаши (Амаду Мамадаков). Рота под командованием капитана
Быстрова (Алексей Кравченко) отправляется на некую высоту, откуда хорошо просматривается
ущелье, получив задание: не подпускать душманов-духов и охранять ущелье, по которому
должна пройти колонна. Душманов вокруг будет видимо-невидимо, и сможет ли рота
продержаться - совершенно неизвестно.
***
Информация и отзывы
об этом фильме гуляли задолго до официальной премьеры. Одни смотрели фильм в пиратской
копии и рассказали о том, насколько паршиво это снято - мутная картинка, глухой
звук и все такое, - другие сходили на пресс-показ (я сам принципиально не хожу
на пресс-показы), третьи посмотрели еще какими-то сложными путями - то ли знакомый
киномеханик показал, то ли друг свата брата шурина самого Федора Бондарчука экзотическими
путями достал (вытащил, выкрал, выцыганил) диск с монтажной копией, - словом,
количество посмотревших исчислялось сотнями. Что говорили? Слухи доносились весьма
разные. От "мажор Федя снял пафосную агитку" до "Бондарчук - молодец, сделал действительно
хороший фильм".
Что я ожидал от этого
фильма? Трудно сказать. Трейлер оптимизма не прибавлял - по нему казалось, что
Бондарчук снял тщательно просчитанную спекуляцию на весьма больную для большинства
россиян тему - позорную Афганскую войну, которая для России значила примерно то
же, что и Вьетнам для Соединенных Штатов. На теме Афгана, думал я, нельзя спекулировать.
Про Афган нужно или снимать честное кино, или не снимать ничего вообще. Тем не
менее все-таки хотелось самому посмотреть, что же за кино получилось, потому что
я не верил, что Бондарчук снимет откровенный отстой или пафосную клюкву...
Что же получилось?
Как это можно охарактеризовать в двух словах? Получилось действительно хорошее
кино. Не шедевр, впрочем, не "Они сражались за родину" Сергея Бондарчука, но тем
не менее - вполне хорошее кино. Главное - искреннее. Под словами некоторых рецензентов
о том, что, цитирую близко к тексту, "никогда не нюхавший афганских портянок Федя
снял своих дружков в картонно-кукольной агитке", не подпишусь ни под одной буквой.
Тема Афгана - она
очень сложная и очень болезненная. Браться за нее с целью сделать "агитку" или
пафосный лубок с закосом под Голливуд - я думаю, что мало кто рискнул бы пойти
на такое. Бондарчук снимал "9 роту" все-таки с несколько другой целью. Он попытался
показать афганскую войну так, как она была: почти полная бессмысленность происходящего
(кучка старперов из руководства решила, что СССР должен помочь "братскому афганскому
народу сохранить социалистические завоевания"), молодые ребята-призывники, которых
бросают в эту мясорубку, и самые настоящие подвиги, которые они совершают, потому
что у них нет другого выхода.
Что очень понравилось
- в фильме, несмотря на то что он выстроен по всем законам жанра военной драмы,
почти нет излишнего пафоса. И главное - акценты расставлены, на мой взгляд, очень
и очень правильно. Эти ребята, попавшие в кошмар афганской войны, совершенно не
задумываются над тем, кто там прав и кто виноват. Да они и не должны над этим
задумываться. Их забросили туда, поставили боевую задачу - они должны ее выполнять.
При этом почти каждый день они совершают настоящий подвиг - жертвуют собой ради
друга, сослуживца, ради выполнения задачи. Потому что иначе нельзя, да у них и
нет другого выхода.
В картине это все
показано достаточно обыденно и без педалирования определенных болезненных тем.
Жесткая муштра в учебке - ну да, так и было надо. Времени не было рассусоливать,
нужно было хоть как-то научить этих ребят выживать. Ужасы войны также показаны
без особого пафоса и без особой героики. Сидели на высоте, шутили, выпивали, сражались,
убивали и умирали. И от этого действительно страшно, потому что это не голливудский
боевик, где один крепкий орешек дает прокашляться мировому злу в лице какого-нибудь
мужчины с недобрым лицом и его сотне подручных, а история о том, как это все было
на самом деле. Пусть неточно, пусть с определенными допущениями и натяжками, но
никто не снимет это все на сто процентов достоверно, никто!
Бондарчук попытался сделать
честное кино - и, как я считаю, у него получилось честное кино. Да, к фильму есть
претензии, причем немало. Некоторые моменты туда вставили совершенно напрасно
(опять-таки, на мой взгляд, но я, с вашего позволения, больше не буду это повторять).
Во-первых, плачущий Дыгало в красных маках - это достаточно пошлый кадр. Напрасно
они его туда вставили. Я имею в виду - маковое поле. Потому что в самом плачущем
от бессилия прапорщике, которого не пускают обратно в Афган, куда он давно рвется,
ровным счетом нет ничего смешного или пошлого. Но маковое поле превращает трагедию
в фарс. Это кадр, сделанный исключительно для романтичных девочек, а фильм, судя
по всему, снимался вовсе не для них.
Во-вторых, есть определенные
проблемы с возрастом многих персонажей фильма. Оно понятно, что кинематограф имеет
право на определенные преувеличения, но почему двадцатилетних дембелей и двадцатипятилетних
прапоров играют тридцатипяти- и сорокалетние актеры - не понятно. Это просто бросается
в глаза.
Ну и в-третьих -
самому Федору не стоило играть Хохла. Ну, ни к чему это. Он на самом деле очень
неплохой актер - я с удовольствием смотрел его в различных ролях. Но, как минимум,
не нужно снимать себя в главной роли в фильме, который ты ставишь, если тебя зовут
не Вуди Аллен, а кроме того, Хохол у Бондарчука просто не получился. Совершенно
искусственный и вычурный персонаж. Ну не верю я в него, не получается. Хотя большинство
остальных персонажей - вполне естественные и жизненные.
Ребята-призывники
получились очень и очень неплохо, особенно Лютый. Лютый там просто номер один,
да и по сценарию он играет центральную роль. Взаимоотношения между ними, ссоры
и братания - все выглядит очень и очень достоверно. Особенно порадовали диалоги
- они сделаны именно так, как надо: простая, живая и вполне человеческая речь,
что нечасто можно встретить в кино. И даже редкие матюки, за что отдельное спасибо
сценаристу, причем безо всяких дураков, вставлены в сценарий очень аккуратно и
вполне правильно: с одной стороны, они подчеркивают реальность происходящего,
а с другой стороны, их именно столько, сколько нужно, - не больше и не меньше.
"Девятая рота" вызвала
довольно большое количество весьма экспрессивных рецензий различных известных
(и не очень) людей - и это еще один признак того, что фильм по крайней мере имеет
полное право на существование. Рецензии были весьма разные. Во многих из них Федора
Бондарчука обвиняли во всех смертных грехах - причем, что интересно, нередко в
прямо противоположных. Например, камрад Гоблин, говоря о фильме, объяснил,
что война в Афгане была просто-таки необходима для государства СССР, а о "кровавой
бойне" визжала только всякая интеллигентская шелупонь, которая всегда визжит не
по делу. И что режиссер Федор Бондарчук зверски исказил действительность, потому
что на самом деле все было совсем не так. Журналист Дмитрий Быков все того же
Федора Бондарчука и съемочную группу обвиняет в том, что - вот цитата: "Сценаристу
Юрию Короткову принадлежит, конечно, главная заслуга в создании этой увлекательной,
без шуток, картины. Задача перед ним стояла титаническая - осмыслить и оправдать
Афган".
На самом деле Бондарчук
не снял кино о том, что можно оправдать Афган, он также не снял фильм о том, как
наши доблестные парни выполняли "интернациональный долг". Он просто снял "9 роту",
в которой попытался показать, как это все было на самом деле. Попытка, на мой
взгляд, была, во-первых, вполне искренняя, а во-вторых, вполне профессиональная.
И кино получилось. Причем - без дураков.
Автор - Алекс Экслер
Ссылки по теме:
Обои рабочего стола из фильма
"Девятая рота"