|  
 Фильмография: 
 1954 «Богатырь» идет в Марто1954 Тревожная молодость
 1955 Доброе утро
 1955 Первый эшелон
 1956 Поэт
 1956 Сорок первый
 1957 К Черному морю
 1957 Неповторимая весна
 1958 Отцы и дети
 1958 Очередной рейс
 1959 Человек меняет кожу
 1960 Человек с будущим
 1961 Мир входящему
 1962 Армагеддон
 1962 Цепная реакция
 1963 Вызываем огонь на себя
 1966 Авдотья Павловна
 1966 По тонкому льду
 1968 Люди как реки...
 1969 Каждый вечер в одиннадцать
 
 |  
ИЗВИЦКАЯИзольда Васильевна
 21.06.1932, Дзержинск – 01.03.1971 Москва
  
 В Москву Изольда Извицкая родилась в Горьковской области в небольшом городке химиков 
Дзержинске. Ее родители не имели никакого отношения к миру искусства: отец работал 
химиком, мать была педагогом.  Летом 1950 года Извицкая окончила среднюю школу и тайно уехала в Москву подавать 
документы во ВГИК. Когда ее родители узнали об этом, они поступили разумно: не 
стали устраивать скандала и позволили ей попытать счастья в столице. Видимо, в 
душе надеялись на то, что у дочери ничего не получится, и она благополучно вернется 
в родительский дом. Однако вскоре из Москвы пришло сообщение: Изольда принята 
во ВГИК с первой попытки. Дебют в кино В кино Изольда Извицкая начала сниматься, еще учась во ВГИКе, в мастерской 
Б.Бибикова и О.Пыжовой. Правда, первоначально это были исключительно эпизоды. 
Ее первые фильмы: приключенческая лента «Богатырь» идет в Марто», оптимистическая 
драма «Тревожная молодость», мелодрама «Первый эшелон». Ничего особенного в этих 
картинах Извицкой играть не пришлось, однако само участие в съемках прибавляло 
уверенности совсем еще неопытной актрисе. На съемках картины «Первый эшелон» она познакомилась с 20-летним актером , который вскоре стал ее мужем. «Сорок первый» В 1955 году Изольда Извицкая окончила ВГИК. В то же время режиссер Григорий 
Чухрай задумал снять фильм «Сорок первый» по одноименной повести Б.Лавренева. 
Первоначально на главные роли – Марютки и Говорухи-Отрока – были найдены начинающие 
актеры: Екатерина Савинова и Юрий Яковлев. Однако по разным причинам ни один из 
этих актеров в картину так и не попал. И тогда на съемочной площадке появился уже популярный Олег Стриженов и никому 
не известная выпускница ВГИКа Изольда Извицкая. Правда, с ее утверждением на роль 
не все было гладко. Худсовет «Мосфильма» выступил против ее кандидатуры, так как 
считал, что не удастся грациозной и красивой Извицкой сыграть диковатую и резкую 
Марютку. Однако Чухрай считал иначе, и его позиция была непреклонна. В конце концов, 
худсовет удалось уломать, и съемки картины начались. Кстати, одну из эпизодических 
ролей сыграл муж Извицкой Эдуард Бредун. По сценарию главная героиня влюблялась в классового врага белогвардейского 
поручика. Это могло стать непреодолимым препятствием для выхода картины. Высокие 
начальники не могли простить молодому режиссеру его смелость и даже хотели привлечь 
его к суду, придумав для этого повод – почему на съемки потрачено столько много 
денег? Хотя все прекрасно знали, что съемки проводились в пустыне, в тяжелых погодных 
условиях, которые довольно часто сводили на нет работу группы. К счастью, Чухраю 
удалось все убедительно доказать. Роль Марютки была сыграна Извицкой блестяще. Ей удалось передать удивительную 
цельность натуры своей героини, силу внезапно просыпающегося чувства к белому 
офицеру и весь трагизм развязки.  Фильм вышел на экраны страны в 1956 году и был восторженно встречен зрителями. 
Через год его повезли на Международный Каннский фестиваль, где он также вызвал 
бурю восторга. Правда, поначалу французские журналисты встретили приезд советской 
делегации скептически. В одной из газет даже писали, что в Канны прибыла делегация 
из Москвы, в которой присутствует «актриса с ногами степного кавалериста» (имелась 
в виду Извицкая). Это была откровенная ложь, так как внешность Извицкой могла 
поспорить с любой голливудской кинозвездой. Однако актриса восприняла этот выпад 
очень серьезно и едва не впала в депрессию. Спасибо членам делегации, среди которых 
были Чухрай и Стриженов, которые смогли найти нужные слова и успокоить ее. Фильм был высоко оценен на фестивале. Жюри присудило ему специальный приз «За 
поэтичность и оригинальный сценарий». Был по достоинству оценен и талант Извицкой. 
Она попала в центр всеобщего внимания. Популярные журналы «Нью-Йорк мэгэзин» и 
«Паризьен либре» вышли с ее портретами на обложке, а в Париже вскоре открылось 
кафе «Изольда». На волне успеха На родине 25-летнюю звезду тоже не оставили без внимания: ее сделали членом 
Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, а это значило, 
что актриса получила прекрасную возможность беспрепятственно путешествовать по 
миру. За короткое время она посетила Париж, Брюссель, Вену, Будапешт, Варшаву, 
Буэнос-Айрес и другие города. Казалось, талантливую актрису ждет большое будущее. Ее стали часто приглашать 
сниматься (в основном на роли современниц). Это были роли в ходульных советских 
комедиях и производственных драмах. Удовлетворения актрисе они не приносили. Во 
второй половине 50-х вышли мелодрама «Неповторимая весна», киноповесть «Очередной 
рейс», драма «Поэт», комедия «К Черному морю». Однако ни один из этих фильмов 
не шел в сравнение с «Сорок первым», где Извицкая сумела раскрыть многие грани 
своего таланта. Во всех фильмах Извицкая хотя играла и главные, но совершенно 
похожие роли, которые без особого труда могла сыграть любая начинающая актриса. Пагубная привычка Между тем время шло, а режиссера, способного предложить Извицкой достойную 
роль, так и не находилось. Григорий Чухрай вспоминал: «Многие крупные, да и молодые 
режиссеры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических 
побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных 
возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие 
актеры поистине уникального таланта у нас снимались редко, тогда как на Западе 
большой успех в фильме открывает дорогу актеру ко многим фильмам». Начало 60-х годов Извицкая встретила творческим кризисом. Главные роли сменились 
ролями второго плана, а те в свою очередь и вовсе третьестепенными. Слава, едва 
начавшись, тут же улетучилась, и привыкнуть к этому Извицкой было труднее всего. В такой момент для человека очень важно иметь верного друга, на которого можно 
было бы положиться. Однако такого рядом с ней не оказалось. Муж, Эдуард Бредун, 
будучи актером среднего уровня, видимо, завидовал успеху жены. Говорили, он сильно 
обижался, когда на студии ему вслед бросали: «Это Эдик, муж Изольды Извицкой». 
Единственное, что он смог сделать – так это научил жену заглушать обиды водкой. 
Так постепенно оба стали спиваться. А. Бернштейн рассказывал: «Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил 
молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять ее, обвиняя 
в пьянстве. <…> Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным: 
уже скоро она неожиданно для окружающих начала терять координацию движений, уходить 
в небытие. Актеры рассказывали мне, что во время кинофестиваля в Горьком из комнаты 
гостиницы, которую занимали Бредун и Извицкая, был слышен такой разговор: «Мне 
плохо, Эдик… Я больше не могу пить эту гадость». – «А ты опохмелись, легче будет». 
Бывало, во время отездов мужа на съемки или гастроли актриса забывала о водке, 
но неожиданно приезжал Бредун с неизменной бутылкой, затем появлялись «друзья»… 
А потом она начала пить сама…» Как это ни кощунственно звучит, но в поведении Бредуна ясно угадывалось желание 
опустить жену ниже себя. Трагизм ситуации усугубляло то, что актриса не могла 
иметь детей. Кино в 60-е годы В 1963 году режиссер Сергей Колосов приступил к съемкам одного из первых в 
стране многосерийных телефильмов «Вызываем огонь на себя», рассказывающем о борьбе 
советских разведчиков и польских патриотов в 1941 году на оккупированной гитлеровцами 
белорусской земле. В главной роли Ани Морозовой снималась жена режиссера Людмила 
Касаткина. А ее напарницу разведчицу Пашу должна была сыграть Людмила Извицкая. 
По словам Колосова: «Порой на съемках Изольда была недостаточно собранна, плохо 
выглядела, чувствовалось, что она ведет безалаберную семейную жизнь с Бредуном, 
который был мне антипатичен». Однако, даже несмотря на свою болезнь, Извицкая справилась со своей ролью блестяще. 
Почти полтора года, пока велись съемки, она старалась держать себя в форме, выкладываясь 
на съемочной площадке до конца. Многим, знавшим ее, тогда показалось, что актриса 
поверила в себя и впервые за многие годы сможет изменить собственную судьбу. Однако 
чуда не произошло. Киноактриса Татьяна Гаврилова позднее рассказывала: «В 1968 году я, моя приятельница, 
известная актриса Людмила Марченко, и ее муж, театральный администратор Виталий 
Войтенко, пришли в гости к Изольде. Мы были потрясены, увидев, что она сильно 
избита. Она показала нам множество ссадин на руках и теле, синие подтеки под глазами, 
но не сказала, кто это сделал…» Видя, как человек погибает буквально на глазах, некоторые коллеги Извицкой 
пытались хоть как-то облегчить ее участь. Так, в 1969 году они уговорили режиссера 
Самсона Самсонова занять ее в съемках своего фильма «Каждый вечер после одиннадцати» 
(главные роли в нем исполняли Михаил Ножкин и Маргарита Володина). Однако роль 
Извицкой в этом фильме была такой маленькой, да еще бессловесной, что ее присутствия 
там никто из зрителей не заметил. Но не это было главное. Съемки происходили в 
Сочи, и это обстоятельство для Извицкой многого стоило: ведь в Москве ее постоянно 
спаивали многочисленные друзья-алкоголики. Между тем тот фильм стал последним, 23-м по счету, в послужном списке актрисы. 
Большая часть из этих картин – 17, выпала на десятилетие 1954-1964. Последние дни Вернувшись в Москву, Изольда Извицкая некоторое время жила благополучно, но 
потом ее вновь поглотил омут пьянства. В январе 1971 года от нее ушел муж Эдуард 
Бредун. Собрав вещи, он переселился к подруге жены, не оставив Изольде ни копейки. 
Этот уход окончательно добил несчастную женщину: ее рассудок помутился. Она закрылась 
в своей квартире и неделями не показывалась на улице, питаясь одними сухарями. 
 В Театре-студии киноактера ей предложили роль в новом спектакле «Слава» по 
пьесе Гусева. Это предложение ободрило ее, Извицкая принялась целыми днями учить 
дома свою роль. И вдруг – в конце февраля 1971 года актриса пропала. Диспетчер 
театра, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечает, позвонила Бредуну. 
Тот в свою очередь вызвал милицию. Взломали дверь… Изольда Извицкая лежала на полу как-то боком, в стеганном французском халатике, 
головой - на кухне, худеньким телом – в комнате. Видимо, актриса шла на кухню, 
но, потеряв сознание, упала и умерла. Судя по всему, пролежала так больше недели. 
Еды в доме не было никакой, лишь кусочек хлеба, наколотый на вилку, лежал в металлической 
селедочнице… О том, что умерла некогда известная актриса, в те дни сообщила лишь газета 
«Советская культура». По настоянию Бредуна, смерть объяснили «отравлением организма 
неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы». Русская служба Би-би-си 
трактовала смерть более смело: «Умерла от голода и холода…»
 Использованные материалы:Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили» (М. «Эксмо», 2004 г. Изольда Извицкая. Стр. 
302-309);
 Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000")
 |