|  
 Фильмография:
 1959 Песнь о Кольцове1960 Испытательный срок
 1961 Девять дней одного года
 1965 Время, вперед!
 1965 Строится мост
 1967 Таинственная стена
 1969 Остров Волчий
 1971 Вся королевская рать
 1972 Час жизни - фильм-спектакль
 1973 Возврата нет
 1973 Во весь голос - фильм-спектакль
 1974 Вылет задерживается
 1975 Бегство мистера Мак-Кинли
 1975 Меняю собаку на паровоз
 1975 Факт биографии
 1976 Дневной поезд
 1976 Дни хирурга Мишкина
 1976 Середина жизни
 1979 Активная зона
 1979 Вторая весна
 1982 Голос
 1982 Мегрэ колеблется 
- фильм-спектакль
 1983 Долгая дорога к себе
 1988 Трагедия в стиле рок
 1990 Система ниппель
 1993 Вишневый сад
 1997 Кризис среднего возраста
 1998 Чехов и К
 2001 Сыщики - сериал
 2002 Кино про кино
 2003 Другая жизнь - сериал
 
 
 
 |  
ЛАВРОВАТатьяна Евгеньевна
 (наст. фамилия Андриканис)
 07.06.1938, Москва - 16.05.2007, Москва Народная артистка России (1988)
 Детство Настоящая фамилия Татьяны Лавровой – Андриканис. Ее родители - папа, Евгений 
Николаевич Андриканис, и мама, Галина Кузьминична Пышкова, были кинооператорами. 
Вместе они сняли такие фильмы, как «Гаврош» и «Небо Москвы». Когда Тане было 12 лет, родители разошлись, и это событие, по ее собственному 
признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода 
родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома. Детство закончилось. 
Для Татьяны началась своя собственная жизнь...  МХАТ Таня с детства знала, что обязательно станет актрисой. Пришло время, и девушка 
подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы. Удача улыбнулась 
ей в школе-студии при МХАТ. В этом было что-то символичное, ведь одним из предков 
Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, строитель Художественного театра. 
 А вскоре пришел и первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины 
Заречной в легендарной «Чайке». Так студентка четвертого курса попала в окружение 
выдающихся театральных звезд. Партнершей Татьяны была сама Алла Константиновна 
Тарасова, игравшая Аркадину. Правда, для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили, 
что «русская актриса должна иметь русскую фамилию». Пришлось взять псевдоним. 
Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать фамилии 
на листке бумаги и ткнула в одну из них, наугад. Так из Татьяны Андриканис получилась 
Татьяна Лаврова. После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили, как о новом таланте. 
На курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое 
будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий Грибов 
даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского.  О таком начале карьеры можно было только мечтать, и тем неожиданней стал уход 
Татьяны Лавровой из МХАТа. Но об этом чуть позже, а пока… Первый брак Тем временем Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер Евгений 
Урбанский - человек редкого таланта, которого впоследствии назовут советским Марлоном 
Брандо. Когда они познакомились, Евгений Урбанский был женат, и работал в театре имени 
Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли, и Евгений каждый раз 
очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет), 
Татьяна была для него большим авторитетом.  Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминает: «Он казался очень старым, 
мне во всяком случае. Смешно да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая 
любовь, что сложности быта, они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго 
жили в общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в одной 
в коммуналке. И снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг 
к другу и к искусству». Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не 
смогла ему этого простить: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно, 
если любовь есть». А спустя некоторое время случилась трагедия. 5 ноября 1965 
года Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Дублер», выполняя трюк на автомобиле. «Девять дней одного года» Вернемся на несколько лет назад. Итак, в 1959 году Татьяна Лаврова окончила 
Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино. 
Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».  А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма 
«Девять дней одного года». Молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими 
мастерами кинематографа  и . 
И как органично она вписалась в это трио! Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий 
был вовсе запрещен, и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же 
состоялся. Что же так не понравилось чиновникам от культуры?  Дело в том, что картина для того времени была во многом нетипичная. Главные 
персонажи - физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями, 
а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым 
любовным треугольником, в котором разрывалась Леля - героиня Татьяны Лавровой. 
Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Главное на площадке – Ромм, который точно знал, 
куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого». 
Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо». Успех «Девяти дней одного года» был огромен. Картина была удостоена множества 
призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный диплом 
международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, Государственная премия 
РСФСР имени братьев Васильевых - и это далеко не полный перечень наград.  Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась знаменитой. 
Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров, но… «…всех 
я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», - признается 
Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный взлет в театре… 
 «Современник» Как уже говорилось, несмотря на успехи во МХАТе Татьяна Лаврова приняла решение 
покинуть его. В 1961 году она перешла в «Современник».  Чем же объясняет свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене 
«Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей, которых 
я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но 
там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут, 
и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность 
была. Скучно мне стало там…» «Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из 
лучших своих ролей - Гитель Моску в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». Вот что 
писал о ней Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала 
ощущение "первооткрывателя". У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины, 
привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится 
голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: 
последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».  Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми 
не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра 
в «Эшелоне», Настя в пьесе «На дне» и др.  Вспоминает Виталий Вульф:  «Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением 
сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом спектакле. 
В те уже далекие годы она была любимицей Волчек, и та занимала ее во всех своих 
спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами 
мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и притягивал 
и зрителей, и товарищей по сцене.  Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда останется в 
истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке»  <...> Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей 
режиссера, она была насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные 
люди с возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая, 
казалось бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в 
суть, как бы высвободив в себе скрытую энергию…» Личная жизнь На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: , Олег Табаков, , , 
, , , 
… Обаятельный, искрометный, 
невероятно талантливый и, в то же время, нервный, неуживчивый и очень ранимый 
Олег Даль… В 1965 году Олег и Татьяна стали мужем и женой. Вместе они прожили 
лишь полгода...  Впоследствии в жизни Татьяны Лавровой был и третий брак, но о нем она вспоминать 
не любила. Кино 70-е годы Как признавалась сама Татьяна Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». 
Да, роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии 
актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума Ардашникова 
«Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера 
Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», и мелодрама 
Леонида Марягина «Вылет задерживается» (роль - Ольга Васильевна)… Снова МХАТ В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник» 
в 1970 году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она много играла 
в самых спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), 
«Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «Мишин юбилей» (Катя), 
«Венецианский антиквар» (Графиня Изабелла), «За зеркалом» (Графиня Брюс)…  И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в 
роли Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова <...> играет проникновенно, с ощущением 
общей темы спектакля. <...> В Аркадиной она как истинная актриса сыграла 
боязнь приближающейся старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой 
и третий акт, сцену с Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил, 
безо всякого актерства». Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверное, хотелось бы актрисе. 
С годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее неуживчивый 
характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть, действительно 
нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в искусстве Лаврова 
– максималистка». Последние годы В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой было мало. В интервью «Аргументам 
и фактам» она как-то призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И 
у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла, 
они сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре. 
Но я надеюсь, я с лишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья. 
Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера, 
ищу режиссера!». Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться. Вот, например, 
мне сейчас очень хочется сняться у, я его очень люблю, у . 
Он картину начинает. И хотелось бы сняться начинается «Московская сага» Васи Аксенова, 
который мой друг. И никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я думаю, вдруг я 
скажу по телевидению и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей. 
Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это». 6 мая 2007 года Татьяне Лавровой внезапно стало плохо. Ее сын Владимир срочно 
вызвал «Скорую помощь», и актрису доставили в клинику. Врачи определили у Татьяны 
Евгеньевны серьезное и опасное заболевание сердца. Десять дней они боролись за 
жизнь актрисы. Побороть смертельную болезнь не удалось... Игорь BIN Использованные материалы:Виталий Вульф, «Театральный дождь. Татьяна Лаврова»;
 Татьяна Лаврова. Программа «Кумиры». Эфир 03.04.2002 http://www.tv-ostankino.ru;
 Наталья Васина, «Судьба Татьяны Лавровой» http://www.aif.ru;
 Татьяна Лаврова на сайте МХАТа http://www.mxat.ru
 |