Фильмография:
1927 Бабы рязанские
1928 Светлый город
1929 Ее путь
1930 Тихий Дон
1930 Иуда
1931 Две матери
1933 Одна радость
1933 Изменник родины
1934 Восстание рыбаков
1935 Любовь и ненависть
1935 Вражьи тропы
1937 Дочь Родины
1939 Шуми, городок
1939 Девушка с характером
1940 Бабы
1941 Богдан Хмельницкий
1946 Освобожденная земля
1952 Майская ночь, или Утопленница
1958 Тревожная ночь
1959 На диком бреге Иртыша
1960 Из Лебяжьего сообщают - короткометражный
1961 Нахалёнок
1961 Високосный год
1963 Когда казаки плачут - короткометражный
1965 Спящий лев
|
ЦЕСАРСКАЯ
Эмма Владимировна
03.06.1909, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) – 28.02.1990, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Первые роли в кино
Эмма Цесарская родилась 3 июня 1909 года на Украине в городе Екатеринославе
(ныне Днепропетровске). В шестнадцатилетнем возрасте Эмма поступила в киношколу
имени Б.В. Чайковского. А в 18 лет начинающая актриса дебютировала на экране ролью
Василисы в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» - одном
из самых значительных фильмов советского немого кинематографа. Актриса создала
образ крестьянки, протестующей против унизительных пережитков старого быта, защищающей
свое женское достоинство.
Еще одной удачей молодой актрисы стала роль Прасковьи в картине Дмитрия Познанского
и Александра Штрижак-Штейнера «Ее путь» (известной на Западе как «Казачка и большевик»).
Ее героиня, страстная девушка из крестьянской семьи, потеряв мужа, влюбляется
в командира красного отряда, а после его гибели, заменяет любимого в строю.
Надо сказать, что работы Цесарской стали для молодого советского кинематографа
настоящим открытием. Она переломила поток жеманных, безвольных героинь немого
кино, что вполне соответствовало бурному времени конца 20-х.
Аксинья
В конце 20-х Михаил Шолохов написал первые три тома романа «Тихий Дон». Сразу
после этого режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов принялись за экранизацию
романа. На главную женскую роль Аксиньи была без проб (еще за 9 месяцев до начала
съемок) утверждена Эмма Цесарская. Выбор оправдался в полной мере. Аксинья в исполнении
Цесарской вышла темпераментной, обаятельной, полной жизни. После выхода фильма
на экраны ни у кого из зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская – настоящая
донская казачка. В восторге от игры актрисы был и сам Шолохов, а западная пресса
называла Цесарскую гордостью Советского Союза.
Однако картину постигла нелегкая судьба. Она подверглась жесточайшей критике,
а Преображенскую и Правова исключили из Ассоциации работников революционной кинематографии
с формулировкой «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя». Больше года
фильм пролежал «на полке», и только вмешательство Шолохова, вернувшегося из заграничной
командировки, спасло картину.
30-е годы
В первой половине 30-х Эмма Цесарская снялась еще в ряде фильмов: в психологической
драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Одна радость» (Евгения Яковлевна),
в драме Михаила Доллера «» (жена Неера), в социальной драме Альберта
Гендельштейна «Любовь и ненависть» (шахтерская вдова Василиса, ставшая предводительницей
«бабьего бунта»), в драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Вражьи тропы»
(батрачка Фешка Сурова) и других.
К середине 30-х Эмма Цесарская была невероятно популярна. Ее с полным правом
можно назвать первой звездой советского кинематографа. Имя актрисы было известно
и далеко за рубежом. В 1934 году кинопродюсеры трёх стран - Германии, Франции
и Англии - официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной
постановке «Братьев Карамазовых». По их мнению, Цесарская была единственной актрисой,
способной в полной мере воплотить этот образ на экране. Гонорар за работу обещался
огромный, но актрисе пришлось отказаться из-за запрета последовавшего «сверху».
Таковы были времена…
Поворот в судьбе
Все изменилось в жизни Эммы Цесарской 23 марта 1937 года. В тот день был арестован
ее муж Макс Осипович Станиславский. Долгие годы Цесарская не знала о его судьбе,
лишь в 1959 году она получила документы о том, что ее муж был расстрелян в июне
1937-го.
После ареста все имущество было конфисковано, о работе в кино Цесарской пришлось
забыть. Ей даже не дали закончить работу в картине режиссера Владимира Корш-Саблина
«Дочь Родины», взяв на ее роль другую актрису. В течение года, день за днем, Эмма
Владимировна, сидя дома, вздрагивала от шагов на лестничной площадке, ожидая,
что пришли за ней. Она боялась не за себя – за годовалого сына.
В этот тяжелый момент Эмму Цесарскую поддержал Михаил Шолохов. Благодаря его
заступничеству актрисе вернули жилье и дали возможность вернуться в кино: сыграть
роль жены военного командира в картине Константина Юдина «Девушка с характером».
Когда актриса явилась на съемочную площадку, Юдин робко спросил: «Эмма, вас можно
снимать?».
До начала войны Цесарская помимо «Девушки с характером» снялась еще в трех
картинах, играя роли второго плана. Вновь ее героинями были целеустремленные,
энергичные женщины, но каких сил ей это стоило, знала только она сама. Позже Эмма
Владимировна признавалась: «Эти картины давались мне нелегко, я изображала жизнерадостных
и сильных героинь, но все это было таким далёким от моей жизни! Я работала, чтобы
совершенствоваться в своей любимой профессии, и думала о том, что обязана вырастить
и воспитать сына».
Дальнейшая судьба
В 1944 году Эмма Цесарская была зачислена в штат Театра-студии киноактёра,
где проработала до 1963 года. В кино она снималась очень редко, и ее уделом оставались
роли второго плана. В 50-е годы она сыграла своячницу в картине Александра Роу
«Майская ночь, или утопленница» и Лаврову в драме Ефима Арона «На диком бреге
Иртыша», в 60-е – промелькнула в фильмах: «Спящий лев» (буфетчица Анна Ивановна),
«Нахалёнок» (попадья), «Високосный год» (Надежда Борташевич). Единственной главной
ролью актрисы стала Дарья в короткометражке Евгения Моргунова «Когда казаки плачут»
(1963).
Цесарской очень хотелось сыграть в кино что-нибудь значительное. Когда в конце
50-х она узнала, что Сергей Герасимов собирается экранизировать «Тихий Дон», она
пришла к нему в надежде вновь сыграть Аксинью. Герасимов поступил с ней жестко:
подвел актрису к зеркалу, и она без слов все поняла…
С середины 60-х Эмма Цесарская в кино не снималась. Она умерла 28 февраля 1990
года. Похоронена на 1-м участке Донского кладбища Москвы.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Бернштейн А., Последние интервью Эммы Цесарской, «Жизнь в кино. Ветераны кино
вспоминают…» М., 1994;
"Эмма Цесарская - первая советская кинозвезда", http://www.tvkultura.ru,
03.06.2009
|