|  
 Фильмография: 
 1927 Бабы рязанские1928 Светлый город
 1929 Ее путь
 1930 Тихий Дон
 1930 Иуда
 1931 Две матери
 1933 Одна радость
 1933 Изменник родины
 1934 Восстание рыбаков
 1935 Любовь и ненависть
 1935 Вражьи тропы
 1937 Дочь Родины
 1939 Шуми, городок
 1939 Девушка с характером
 1940 Бабы
 1941 Богдан Хмельницкий
 1946 Освобожденная земля
 1952 Майская ночь, или Утопленница
 1958 Тревожная ночь
 1959 На диком бреге Иртыша
 1960 Из Лебяжьего сообщают - короткометражный
 1961 Нахалёнок
 1961 Високосный год
 1963 Когда казаки плачут - короткометражный
 1965 Спящий лев
 
 
 
 |  
ЦЕСАРСКАЯЭмма Владимировна
 03.06.1909, Екатеринослав (ныне Днепропетровск) – 28.02.1990, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1935)
 Первые роли в кино Эмма Цесарская родилась 3 июня 1909 года на Украине в городе Екатеринославе 
(ныне Днепропетровске). В шестнадцатилетнем возрасте Эмма поступила в киношколу 
имени Б.В. Чайковского. А в 18 лет начинающая актриса дебютировала на экране ролью 
Василисы в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» - одном 
из самых значительных фильмов советского немого кинематографа. Актриса создала 
образ крестьянки, протестующей против унизительных пережитков старого быта, защищающей 
свое женское достоинство. Еще одной удачей молодой актрисы стала роль Прасковьи в картине Дмитрия Познанского 
и Александра Штрижак-Штейнера «Ее путь» (известной на Западе как «Казачка и большевик»). 
Ее героиня, страстная девушка из крестьянской семьи, потеряв мужа, влюбляется 
в командира красного отряда, а после его гибели, заменяет любимого в строю.  Надо сказать, что работы Цесарской стали для молодого советского кинематографа 
настоящим открытием. Она переломила поток жеманных, безвольных героинь немого 
кино, что вполне соответствовало бурному времени конца 20-х. Аксинья В конце 20-х Михаил Шолохов написал первые три тома романа «Тихий Дон». Сразу 
после этого режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов принялись за экранизацию 
романа. На главную женскую роль Аксиньи была без проб (еще за 9 месяцев до начала 
съемок) утверждена Эмма Цесарская. Выбор оправдался в полной мере. Аксинья в исполнении 
Цесарской вышла темпераментной, обаятельной, полной жизни. После выхода фильма 
на экраны ни у кого из зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская – настоящая 
донская казачка. В восторге от игры актрисы был и сам Шолохов, а западная пресса 
называла Цесарскую гордостью Советского Союза.  Однако картину постигла нелегкая судьба. Она подверглась жесточайшей критике, 
а Преображенскую и Правова исключили из Ассоциации работников революционной кинематографии 
с формулировкой «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя». Больше года 
фильм пролежал «на полке», и только вмешательство Шолохова, вернувшегося из заграничной 
командировки, спасло картину. 30-е годы В первой половине 30-х Эмма Цесарская снялась еще в ряде фильмов: в психологической 
драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Одна радость» (Евгения Яковлевна), 
в драме Михаила Доллера «» (жена Неера), в социальной драме Альберта 
Гендельштейна «Любовь и ненависть» (шахтерская вдова Василиса, ставшая предводительницей 
«бабьего бунта»), в драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Вражьи тропы» 
(батрачка Фешка Сурова) и других. К середине 30-х Эмма Цесарская была невероятно популярна. Ее с полным правом 
можно назвать первой звездой советского кинематографа. Имя актрисы было известно 
и далеко за рубежом. В 1934 году кинопродюсеры трёх стран - Германии, Франции 
и Англии - официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной 
постановке «Братьев Карамазовых». По их мнению, Цесарская была единственной актрисой, 
способной в полной мере воплотить этот образ на экране. Гонорар за работу обещался 
огромный, но актрисе пришлось отказаться из-за запрета последовавшего «сверху». 
Таковы были времена… Поворот в судьбе Все изменилось в жизни Эммы Цесарской 23 марта 1937 года. В тот день был арестован 
ее муж Макс Осипович Станиславский. Долгие годы Цесарская не знала о его судьбе, 
лишь в 1959 году она получила документы о том, что ее муж был расстрелян в июне 
1937-го.  После ареста все имущество было конфисковано, о работе в кино Цесарской пришлось 
забыть. Ей даже не дали закончить работу в картине режиссера Владимира Корш-Саблина 
«Дочь Родины», взяв на ее роль другую актрису. В течение года, день за днем, Эмма 
Владимировна, сидя дома, вздрагивала от шагов на лестничной площадке, ожидая, 
что пришли за ней. Она боялась не за себя – за годовалого сына. В этот тяжелый момент Эмму Цесарскую поддержал Михаил Шолохов. Благодаря его 
заступничеству актрисе вернули жилье и дали возможность вернуться в кино: сыграть 
роль жены военного командира в картине Константина Юдина «Девушка с характером». 
Когда актриса явилась на съемочную площадку, Юдин робко спросил: «Эмма, вас можно 
снимать?». До начала войны Цесарская помимо «Девушки с характером» снялась еще в трех 
картинах, играя роли второго плана. Вновь ее героинями были целеустремленные, 
энергичные женщины, но каких сил ей это стоило, знала только она сама. Позже Эмма 
Владимировна признавалась: «Эти картины давались мне нелегко, я изображала жизнерадостных 
и сильных героинь, но все это было таким далёким от моей жизни! Я работала, чтобы 
совершенствоваться в своей любимой профессии, и думала о том, что обязана вырастить 
и воспитать сына». Дальнейшая судьба В 1944 году Эмма Цесарская была зачислена в штат Театра-студии киноактёра, 
где проработала до 1963 года. В кино она снималась очень редко, и ее уделом оставались 
роли второго плана. В 50-е годы она сыграла своячницу в картине Александра Роу 
«Майская ночь, или утопленница» и Лаврову в драме Ефима Арона «На диком бреге 
Иртыша», в 60-е – промелькнула в фильмах: «Спящий лев» (буфетчица Анна Ивановна), 
«Нахалёнок» (попадья), «Високосный год» (Надежда Борташевич). Единственной главной 
ролью актрисы стала Дарья в короткометражке Евгения Моргунова «Когда казаки плачут» 
(1963). Цесарской очень хотелось сыграть в кино что-нибудь значительное. Когда в конце 
50-х она узнала, что Сергей Герасимов собирается экранизировать «Тихий Дон», она 
пришла к нему в надежде вновь сыграть Аксинью. Герасимов поступил с ней жестко: 
подвел актрису к зеркалу, и она без слов все поняла… С середины 60-х Эмма Цесарская в кино не снималась. Она умерла 28 февраля 1990 
года. Похоронена на 1-м участке Донского кладбища Москвы. Игорь BIN Использованные материалы:Бернштейн А., Последние интервью Эммы Цесарской, «Жизнь в кино. Ветераны кино 
вспоминают…» М., 1994;
 "Эмма Цесарская - первая советская кинозвезда", http://www.tvkultura.ru, 
03.06.2009
 |