|  
 Фильмография:
 1986 Йа-хха - музыка1986 Конец каникул - музыка
 1986 Рок - музыка, вокал
 1988 Асса - актер, вокал, музыка
 1988 Игла - актер, вокал, музыка и текст песен, композитор
 1989 Последний герой – мюзикл
 1990 Город - музыка
 1990 Муж собаки Баскервилей - музыка и текст песен
 
    |  
ЦОЙВиктор Робертович
 21.06.1962, Ленинград –15.08.1990, Рига Дество Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года в необычной семье преподавателя 
физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Родители 
настолько были разные люди, что было вообще непонятно, как они жили вместе. Братьев 
и сестер у Виктора не было. Он был русским наполовину: мать русская, коренная 
ленинградка, а отец - кореец, родом из Казахстана, по-русски говорил довольно 
плохо. В семье было правило: один день готовила мама, а другой день готовил отец, 
причем готовил с какими-то непонятными корейскими заморочками. Каждую субботу 
и воскресение в доме собирались друзья в большой комнате. Хозяйка дома шикарно 
накрывала на стол. И лилось море водки, велись политические беседы… Цой немножко 
посмеивался над своими родителями и очень их любил.  Мать Виктора не раз слышала о том, что при смешивании кровей разных народов 
часто рождаются талантливые люди. Поначалу, правда, ее сын особыми талантами не 
отличался: рос и развивался, как и все дети. Мальчик учился в школе, где работала 
его мама, так сказать под постоянным присмотром. Всего за время обучения до восьмого 
класса он сменил вместе с матерью три школы. Одновременно посещал художественную 
школу, где и возникла группа "Палата № 6" во главе с Максимом Пашковым. 
 "Кино" Получив восьмилетнее образование, Цой поступил в художественное училище им. 
В.Серова. Но быстро был исключен за неуспеваемость. Виктора Цоя такой поворот 
в его судьбе, правда, не очень расстроил. Он решил стать специалистом - резчиком 
по дереву. В это же время вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским музыкант 
создал группу "Кино". И тут же везение: первый электрический концерт 
группы в Ленинградском рок-клубе совместно с музыкантами Бориса Гребенщикова "Аквариум". 
 Виктор Цой оканчивает училище со справкой и поступает работать в реставрационные 
мастерские в городе Пушкин резчиком по дереву. И сразу, уже самостоятельный, второй 
концерт группы "Кино" в рок - клубе. Успех следует за успехом. Выступление 
на фестивале рок-клуба и приз "за творческое совершеннолетие". Начало 
"звездных" гастролей: обширные турне по стране, летняя поездка в США, 
участие в фестивале "Золотой Дюк". Песни Виктора Цоя отличались их нерукотворностью. В них нет элемента "слишком 
человеческого", свойственного современной поп-музыке. Кстати, Цой говорил, 
что возникновение его песен - для него самого загадка: "Я начинаю играть... 
Потом появляются какие-то слова".  По мнению Игоря Талькова, Цой был проводником, поддерживал всеми силами тех, 
"кому нечего ждать", кого позвала в путь "высокая в Небе Звезда". 
С каждым новым альбомом, особенно начиная с "Группы крови", это становилось 
все яснее. Кино Летом 1986 года Виктор Цой принимает участие в съемках фильма "Йа-хха!" 
и тут же в Киеве участвует в музыкальном создании "Конца каникул".  Режиссер Алексей Учитель пригласил композитора для участия в своем фильме "Рок". 
В ключевом эпизоде картины рок-звезда сетует, что не знает, нужно ли кому-нибудь 
то, что он пишет. Да и в жизни для Цоя, как могло показаться, важнее было то, 
что он в своей кочегарке "Камчатка" кидает уголь и точно знает, что 
людям от этого тепло. А песни… он просто не мог их не петь, но он не был уверен, 
что они кому-нибудь нужны… В конце декабря 1986 года режиссер Сергей Соловьев решил ухватить хаос времени, 
мешанину "старого" и "нового" и показать это в фильме "АССА" 
с простеньким сюжетом, придуманным совсем молодым сценаристом Ливневым. Жанр мелодрамы 
пришелся впору, ибо послужил задаче освобождения, размораживания чувств.  Молодежь упорно искала кумиров и рукоплескала бардам. Толпа молодых людей ревела, 
приветствовала выступление Виктора Цоя. Горели спички, вырывая из темноты восторженные 
лица. Звучали слова: "Перемен, мы ждем, перемен". В этой финальной точке 
фильма достигла абсолютной точности режиссерская мысль, в которой затаилось предчувствие, 
ожидание и надежда на что-то светлое и большое. В фильме Рашида Нугманова "Игла" Виктор Цой , уже ставший к тому 
времени легендарным, сыграл главную роль Моро. Так что фильм стал одновременно 
лентой о молодежных проблемах, о наркотиках, и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. 
Последнем его герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего 
лирического героя, в "нового романтика" из песен группы "Кино". 
И, звучащая в финале "Группа крови" воспринималась как часть киноповествования, 
а не песня из нового альбома группы. В "Игле" музыкант сыграл самого себя. Он и на самом деле был таким 
в жизни и в сходных обстоятельствах, наверное, поступил бы точно так же. Ведь 
Виктор Цой профессиональным актером все-таки не был. Ему и не надо было перевоплощаться, 
он просто остался самим собой. "Последний герой" Предложения сделать картину о Викторе обрушились на Алексея Учителя практически 
сразу же после аварии. Автор нашумевшего "Рока" - фильма, представившего 
миру Цоя, обладал, и это все знали, массой материала, не вошедшего в ту картину. 
Стало быть, сам Бог ему велел заняться экранизацией жизни знаменитой рок-звезды. 
 Но режиссер отказался наотрез. Во-первых, боясь "запашка" спекуляции 
на имени. А во-вторых, у Виктора был близкий друг - Рашид Нугманов. Тот самый, 
что снял "Иглу". И право на фильм скорее принадлежало ему. Именно поэтому 
Алексей Учитель и предложил Нугманову все, что у него есть. Но прошло около года, 
и Рашид признался: "Не могу. Мы с ним были слишком близки...".  И тогда Алексей Учитель все же решился на документально - музыкальный фильм 
"Последний герой", который он посвятил памяти Виктора Цоя, легендарного 
музыканта, лидера группы "Кино", погибшего в автокатастрофе. В фильме 
снимались родственники, друзья, близкие. Были использованы отрывки из фильмов 
с участием рок музыканта, любительские съемки, концертные выступления. Личная жизнь Кто–то из древних мудрых как-то сказал, что человек бывает только тогда счастлив 
и доволен своей работой, когда она совпадает с его увлечением. Именно так, работа 
совпадает с увлечением. Главным увлечением Виктора Цоя были музыка и песни. Музыка, 
конечно, объединяла его и с друзьями. А вот о друзьях Виктора можно говорить бесконечно. 
Их было у него много. Собственно это и составляло главную победу в жизни Цоя. 
Сам он не отделял друзей от музыки. О своем отношении к ним Цой говорил: "Мы 
все друзья. Мы гораздо больше времени проводим вместе вне работы. То есть, в некотором 
роде, больше развлекаемся, чем занимаемся делом. Мы просто все друзья и так получилось, 
что мы еще и играем". При этом внешне он казался очень замкнутым человеком. В последние годы певец и композитор сильно изменился. Вероятно, это болезнь, 
которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь 
забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, 
не он был первый и не он последний. Все мы люди. А потом вдруг он замкнулся, ограничил 
круг друзей, практически все время проводил дома. Вся жизнь - концерты, дом. Последние два года ему было очень одиноко. Не с кем было вместе порадоваться, 
приколоться к чему-нибудь. К тому же последнее время ему было сложно общаться 
с людьми чисто технически. К нему все постоянно лезли, какие-то посторонние люди... А с личной жизнью что происходило? Без семьи, без квартиры - молодой, красивый, 
популярный... С Наташей Разлоговой Цой познакомился на съемках. С женой он расстался, 
но, к счастью, оставался с ней в добрых отношениях. Собирался официально оформить 
развод с Марианной и жениться на Наталье. Но Марианна тянула с этим, и он так 
и не успел ничего сделать... Очень любил сына, вспоминал его все время, на гастролях 
покупал шикарные подарки.
 "...Жена незаконная и законная жена Марианна меня любят, сын любит, женщины 
обожают. Что еще нужно? Я всем доволен", - сказал как-то Виктор Цой за год 
до смерти.
 
 Виктор Цой погиб раним утром 15 августа 1990 года в автомобильной катастрофе под 
Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
 Явление, личность Борис Гребенщиков – "крестный рок-отец" Виктора Цоя хорошо сказал 
о величии личности певца: "Мне даже, честно говоря, неудобно Цоя называть 
Витькой, есть в этом какая-то ложная задушевность, которой никогда не было. Потому 
что-то, что я знаю, не назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем - это реальность, 
никакого обозначения в языке не имеющая. У него другое имя, и не человеческими 
губами его говорить. Виктор - даже не музыка, а явление, личность".  После смерти из рок музыканта пытались сделать некоего ангела. А ведь он не 
был ангелом, как не был, впрочем, и демоном. Как и все мы, он был просто человеком 
со своими плюсами и минусами. Но в нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать 
окончательно популярным. Пока ты жив, тебя почему-то не ценят. Примеров тому, 
как известно всем, масса.  Александра Сонечкина Использованные материалы:"Отношения к материальным благам", интервью газете "Молодой ленинец", 
Волгоград, 1989 г.
 "...Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом", интервью Рижской 
газете "Советская молодежь", 1989 год.
 "Через год после гибели сына", интервью газете "Аргументы и факты", 
1991 г.
 "Больше всего люблю рисовать", интервью музыкальному журналу "РИО", 
1988 г.
 "Цой никогда не был шутом", Юрий Белишкин, интервью "Музыкальной 
газете", 1990 г.
 "И все же... теперь – легенда", Артем Троицкий, газета "Комсомольская 
Правда", август 1990 г.
 "Заботит отношение людей - в массе", интервью газете "Молодежь 
Эстонии", 1988 г.
 "Цой Виктор Робертович", "Комментарии дня", 1988 г.
 Краткая хронология жизни и творчества Виктора Цоя. Из книги: "Виктор Цой". 
Стихи, документы, воспоминания, Санкт-Петербург, 1991 г.
 |